Лента новостей

Российские школьники рассказали, каким бизнесом хотели бы заниматься

Более 80% школьников хотят попробовать себя в бизнесе, причём 13,7% из них – уже в ближайшее время, параллельно с учёбой. Такие данные получили специалисты международного конкурса «Мой первый бизнес» (проект президентской платформы «Россия – страна возможностей»). В опросе приняли участие 4366 учеников со всей России.

Что интересно? 


21% ребят хотят открыть свой бизнес сразу после окончания вуза, 35% – через 2 года после получения образования, ещё четверть респондентов – через 5 лет после вуза, когда станут профессионалами в своей сфере.


Эксперты сравнили эти данные с прошлыми исследованиями среди студентов и сделали вывод, что школьники (80%) больше нацелены на предпринимательство, чем студенты (61%).


Самой перспективной сферой для старта своего дела школьники назвали искусство и моду (18,2%), в то время как студенты отдали предпочтение сфере услуг (19%). Также среди популярных направлений у школьников – культура и творчество (12%), маркетинг, реклама, PR, новые медиа (10,1%), киберспорт (10,1%), социальная сфера (7,7%) и торговля (7,6%), MedTech (медицинские технологии) (6,4%), сфера услуг (5,8%), техника (4,9%) и транспорт (3,7%).


Что может дать человеку собственный бизнес? 


Среди плюсов школьники назвали возможность реализации своих идей и создания новых продуктов (22,7%), перспективу развить личный бренд, получить признание и уважение в обществе (18,6%), возможность самостоятельно влиять на размер зарплаты (16,4%) и выполнять те проекты/задачи, которые нравятся (16,2%). Отсутствие начальника, возможность сформировать свою команду и гибкий график имеют значение только для 9% опрошенных.


«Каждый третий школьник считает, что для того, чтобы начать бизнес, необходима финансовая помощь (31,4%), 29,1% опрошенных считают важным экспертную поддержку, а 23,8% – сильную команду. Все эти составляющие амбициозные ребята находят, участвуя в конкурсе "Мой первый бизнес". Наставниками конкурсантов становятся лучшие предприниматели, а друзьями и коллегами – единомышленники. Лучшие участники получают ценные призы, среди которых ноутбуки, мобильные телефоны, бизнес-обучение, а также шанс выиграть грант на развитие своего продукта», – отметил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.


Легко ли открыть свой бизнес? 


Большинство ребят (более 50%) полагают, что одной идеи мало, ведь для своего бизнеса нужны навыки в сфере менеджмента, управления и продвижения. 16,5% российских школьников назвали предпринимательство тяжёлым трудом, который требует много времени.


В чём главный фактор успеха?


Более половины ребят отметили чётко продуманный бизнес-план. Каждый третий считает, что для успеха нужно много работать, каждый четвёртый назвал прорывную инновационную идею, правильное определение целевой аудитории и продвижение. Более половины считают, что получение профильного образования желательно для предпринимателя, ещё 27% назвали образование обязательной составляющей достижений в бизнесе.


78% учащихся считают, что пол не влияет на достижение успехов в бизнесе, тем не менее 17,5% уверены, что мужчинам легче достичь высот. Только 4,5% школьников считают, что женщинам вести бизнес легче.


«В рамках опроса ребята привели примеры успешных, с их точки зрения, предпринимателей. Большинство из них – современные российские бизнесмены, среди которых основательница Wildberries Татьяна Бакальчук, создатель социальной сети "ВКонтакте" и мессенджера Telegram Павел Дуров, основатель компании "Додо Пицца" Фёдор Овчинников, директор IT-компании iSpring Юрий Усков, основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов и другие. Школьники активно интересуются развитием предпринимательства в России, изучают кейсы и ориентируются на современный российский опыт», – рассказал руководитель проекта «Мой первый бизнес» Евгений Исак.


И студенты, и школьники считают, что для развития предпринимательства необходимо привлекать ребят к реальным проектам, а также создавать специальные программы поддержки и льгот. Кроме того, школьники хотели бы уже сейчас иметь в своём расписании вводные курсы по предпринимательству (41%) и получить возможность пройти практику в крупных компаниях (46%).


В топ-5 качеств, необходимых для предпринимателя: целеустремлённость (59,3%), трудолюбие (52,7%), лидерские качества (38,2%), профессионализм (35,2%) и образованность (30,6%).


Опрос проводился онлайн с 18 февраля по 10 марта среди учащихся средних и старших классов российских школ.


Международный конкурс «Мой первый бизнес» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Опросы