Тем не менее за время самоизоляции российские предприниматели присматривались к онлайну. 29% оценивали, что из услуг можно перевести в онлайн-формат, 21% использовали облачные сервисы для совместной работы с документами. Изучали инструменты для продвижения компании в интернете 17%, организовали корпоративный чат 16%.
Представители малого и среднего бизнеса также рассказали, какие изменения произошли с их маркетинговыми бюджетами. Так, по словам каждого четвёртого предпринимателя (26%), за время самоизоляции они отдали под онлайн-продвижение бизнеса до 19% общего бюджета. Однако 40% опрошенных не стали менять свои статьи расходов и выделять деньги на онлайн.
Участники опроса также поделились, какие онлайн-инструменты они стали использовать только после начала самоизоляции, чего не делали раньше. Начали общаться с коллегами в чатах 28%, участвовали в онлайн-конференциях 26%. Стали использовать видеозвонки 21%, email-рассылки – 20%. Освоили продвижение компании в соцсетях 15%, начали работать в облаке и виртуальном офисе 13%, запустили курьерскую доставку товаров 13%.
Компании среднего и малого бизнеса за время самоизоляции нашли много плюсов в переводе бизнеса в онлайн. Больше половины опрошенных предпринимателей (58%) считают, что так сокращаются затраты на содержание офиса, 56% видят преимущество в экономии времени на дорогу. Ещё 15% отметили, что благодаря онлайну можно сделать клиенту персонализированное предложение, 13% подчеркнули возможность кастомизации сервисов под компанию (сайт, рассылки и т. д.), а 12% видят потенциал в росте прибыли.
Несмотря на большое количество плюсов, нашлись и минусы. По мнению 39% опрошенных, онлайн заставляет тратить больше времени на общение с коллегами и партнёрами, 38% жалуются, что приходится использовать платные сервисы, ещё 30% беспокоятся за безопасность данных.
Как недостаток онлайна 27% отметили необходимость обучения интернет-инструментам, столько же боятся стать жертвой мошенников, ещё 27% считают настройки онлайн-сервисов слишком сложными.
Опрос проводился с 27 мая по 23 июня 2020 года среди 3 116 представителей компаний среднего и малого бизнеса.