«Сегодня в России свой бизнес ведут 6 млн женщин. Это 44% от общего числа предпринимателей и самозанятых. Только в прошлом году свое дело решились открыть 1,4 млн женщин. Развитию женского предпринимательства способствует федеральная программа „Мама-предприниматель“. Ее цель — создать комфортные условия для старта в бизнесе, помочь участницам преодолеть главные препятствия, с которыми сталкивается каждый предприниматель в начале пути: нехваткой знаний, уверенности в своих силах, стартового капитала», — отмечает Ольга Терно, заместитель директора ФБУ «Федеральный ресурсный центр».
«В развитии женского предпринимательства мы видим точку роста и для цифровых платформ. 51% наших селлеров — это женщины. Чаще всего они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. Нам удается построить долгие деловые отношения с ними: средний срок сотрудничества с маркетплейсом — более 3 лет. Так как нашей миссией является поддержка женского предпринимательства, то мы заинтересованы в реализации программы „Мама-предприниматель“ и поэтому второй год выступаем в качестве генерального партнера проекта», — отмечает Анна Старкова, директор по стратегическим коммуникациям Wildberries.
«Программа „Мама-предприниматель“ — это не только возможность получить знания, но создать вокруг себя необходимое поддерживающее сообщество. Для предпринимателей это очень важный фактор, так как он позволяет обмениваться опытом. Также программа „Мама-предприниматель“ помогает женщинам мягко, без катастрофических ошибок, понять, как они себя ощущают в предпринимательской деятельности, туда они идут или нет, действительно ли они хотят заниматься бизнесом», — поясняет Наталья Бут, сооснователь платформы iDialogue.
«Сбер проводит активную работу по поддержке женского и семейного предпринимательства. Безусловно, мы в первую очередь поддерживаем эти категории предпринимателей нашими банковскими сервисами. Но не менее важны для нас нефинансовые услуги: мы видим себя как институт развития, который дает свою экспертизу, помогает с точки зрения наставничества, обучения. Так, например, Сбер является банком-партнером программы „Мама-предприниматель“, которую реализует Минэкономразвития России. Программа дает возможность мамам-предпринимательницам стартовать в бизнесе в более комфортных условиях», — рассказал Руслан Мизаев, управляющий Чеченским отделением ПАО «Сбербанк».
«52% семейных предприятий имеют оборот до 500 млн рублей в год. Больше всего таких компаний действуют в потребительском секторе, сфере услуг, строительстве, в последнее время заметен рост в легкой промышленности, гостиничном бизнесе, туризме», — поясняет Диана Хубиева, директор центра «Мой бизнес» Карачаево-Черкесской Республики.
«Это очень интересный опыт. В пилотном треке приняли участие 20 женщин, у которых 91 ребенок. Эти женщины никогда не занимались своим делом, они понятия не имели, что такое бизнес, но у каждой из них была бизнес-идея, которую они хотели реализовать. Каждая из них планирует открыть собственное дело. У многих есть хобби, и это возможность монетизировать собственное дело. Это дополнительный доход. Поэтому нашей задачей было — научить их основам предпринимательской деятельности с поддержкой центра «Мой бизнес», — рассказала руководитель Центра «Мой бизнес» Тюменской области Ильяна Багишева.