В своём выступлении первый вице-премьер обозначил для института развития ряд ключевых задач.
• Первая задача – цифровизация мер поддержки в рамках единой экосистемы для МСП. Так, необходимо сформировать цифровой профиль предпринимателя, чтобы определить проактивные меры поддержки и предлагать ему решения различных жизненных ситуаций на основе сервисов цифровой экосистемы. Набор таких сервисов должен быть выстроен в течение двух ближайших лет при непосредственном участии предпринимательского сообщества.
• Вторая задача – расширение инструментов финансовой поддержки. Они должны быть более адресно сконцентрированы с учётом отраслевого принципа и с использованием «зонтичного» механизма обеспечения кредитов для увеличения количества получателей поддержки.
• Третье направление работы – расширение спроса на продукцию МСП. Оно подразумевает активизацию усилий по трём трекам: закупки компаниями с госучастием у субъектов МСП, развитие экспорта совместно с Российским экспортным центром, а также МСП в цепочки поставок электронной торговли (e-commerce).
• Четвёртое – Корпорация должна стать центром, координирующим развитие инфраструктуры поддержки МСП, в первую очередь технопарков и индустриальных парков в регионах.
• Пятая задача – активизация работы по образовательному треку. Учитывая, что в прошлом году появились новые возможности, в частности онлайн-форматы, нужно продолжить этот тренд и усилить работу по обучению предпринимателей и развитию предпринимательских компетенций.
Андрей Белоусов также призвал развивать два направления деятельности Корпорации, касающиеся взаимодействия МСП и контрольно-надзорных органов. Речь идёт о платформе забизнес.рф и о «зеркальном реестре проверок», который позволяет на основе обращений предпринимателей выявлять и устранять нарушения при проведении проверок.
Отдельным треком является поддержание постоянного канала обратной связи с предпринимателями и верификация мер поддержки.
«Эту работу нужно усилить, потому что это основа клиентоориентированности, – подчеркнул первый зампред Правительства. – Необходимо организовать непрерывное взаимодействие с бизнесом и регионами, помочь субъектам с использованием единой системы управления, настроить работу с предпринимателями, а также обеспечить стандартизацию работы регионов».
Министр экономического развития РФ, член Совета директоров Корпорации Максим Решетников в своём выступлении указал на необходимость сосредоточиться на двух главных принципах – адресность и бесшовность мер поддержки. В частности, нужно перезапустить алгоритм оказания адресной помощи бизнесу, концентрировать поддержку на тех направлениях, где будет максимальный эффект. Помимо этого, важно учитывать нюансы и особенности поддержки МСП в зависимости от региональной специфики. Для субъектов РФ Корпорация должна быть проводником лучших практик и лучших наработок.
Отдельно была отмечена необходимость перезагрузки работы «МСП Банка».
«Нам очень важно, чтобы "МСП Банк" был элементом единого технологического оператора финансовой поддержки МСП, которым является Корпорация», – сказал министр.
Говоря о значении создания цифровой платформы, Максим Решетников поручил учесть опыт оказания антикризисных мер поддержки, прежде всего льготных кредитов на поддержку занятости в рамках Постановления Правительства №696.
«Блокчейн-платформа, которую оперативно развернула ФНС, позволила в режиме реального времени видеть, кто получатель поддержки, каков объём обязательств и так далее. Сейчас необходимо все эти наработки инкорпорировать в "Программу 1764" (льготные кредиты в рамках нацпроекта МСП)», – отметил он.
Важнейшей темой глава Минэкономразвития назвал помощь в развитии новых рынков сбыта для субъектов МСП, например в рамках нового нацпроекта по туризму.
Со своей стороны, генеральный директор «Корпорации МСП» Александр Исаевич отметил, что в основу обновленной стратегии заложены принципы простоты и доступности мер поддержки.
«Для предпринимателей важна автоматизация процессов на всех этапах и органичное встраивание новых инструментов в уже существующие бизнес-процессы», – сказал он.
Фундаментом деятельности «Корпорации МСП» Исаевич назвал открытый диалог с предпринимателями. Опираясь на их мнение, Корпорация разработала направления развития уже действующих инструментов, а также сформировала новые направления и цели, добавил он.