«Результаты показали, что за неполный 2021 год количество самозанятых на специализированных платформах в России удвоилось. Кроме того, среднемесячный заработок трети (34%) самозанятых вырос за последний год. Более 40% самозанятых получают больше 60 тыс. рублей в месяц на постоянной основе», – говорится в исследовании.
Среди причин, по которым опрошенные выбирают самозанятость, были названы возможность самостоятельно формировать свой рабочий график (57,5%), низкая налоговая ставка (42,5%), работа без прямого начальства или контроля (41%), отсутствие документооборота (36,5%) и возможность совмещения самозанятости с основной работой (30%).
При этом респондентов волнует малое количество социальных гарантий и недостаточная инфраструктура для самозанятых, низкая поддержка на законодательном уровне. Несмотря на то, что с 2020 года были введены дополнительные меры поддержки самозанятых, которые разрабатывались как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса, пользуются ими лишь 17% респондентов.
По данным исследования, 49% опрошенных при выборе платформы для сотрудничества смотрят на количество заказов на ней, еще 43% обращают внимание на возможность быстро получить заработанные на платформе средства, более 37% выделяют удобство мобильного приложения.
Согласно результатам опроса, среднестатистический самозанятый – мужчина в возрасте от 25 до 34 лет (37% опрошенных). Среди популярных сфер деятельности у самозанятых на платформах выделили виртуального помощника (SMM-менеджер, копирайтер, специалист по интернет-рекламе), курьерские услуги, строительство и ремонт, таксомоторные перевозки, дизайн, организацию мероприятий и промоакций, помощь в сфере ИТ.
Основными хобби самозанятых были названы путешествия, спорт, чтение книг, автомобили, инвестиции и получение дополнительного образования.
Уточняется, что самозанятость чаще выбирает более молодое поколение: почти 50% респондентов оказались младше 34 лет, еще треть находится в возрастной группе от 25 до 44 лет.
Онлайн-сервис услуг YouDo и платформа для получения заказов «Яндекс.Про» провели исследование рынка самозанятости в России среди 2 тыс. самозанятых, выполняющих заказы на YouDo и «Яндекс.Про».