Лента новостей

За два года ресторанов, кафе и баров в России стало больше почти на 10%

Точек общепита за последние два года в России заметно прибавилось, пришли к выводу в сервисе "Контур.Фокус". Во-первых, отрасль восстанавливается после ковида. Во-вторых, теперь большинство россиян отдыхают внутри страны и, значит, здесь ходят в рестораны, бары и кафе. В-третьих, открыть заведение - неплохой способ вложить свободные средства для российских инвесторов. Но сейчас у отрасли тоже хватает проблем - в первую очередь, это рост себестоимости, говорят эксперты.
Количество заведений общепита за последние два года выросло на 9,6% - с 174,5 тыс. компаний до 191,3 тыс. компаний, подсчитали в "Контур.Фокусе". За это время открылось 78 тыс., а закрылось 61,6 тыс. организаций. При этом большинство закрытий пришлось на 2022 год (на 8,1% больше, чем в 2023 году), а большинство открытий - на 2023 год (на 11,7% больше, чем в 2022 году). То есть прошлый год оказался для общепита куда более удачным: если в 2022 году отрасль приросла на 2,9%, то в 2023 году - уже на 6,5%.

Положительную динамику показывали все форматы - рестораны, кафе и бары. Но если у кафе и баров рост был более постепенный, то у ресторанов волнообразный: они показали резкий скачок в 2023 году, когда открылись 9 тыс. новых компаний - в январе 2023 года их было 141,3 тыс., а в январе 2024 уже 150,3 тыс.

Наибольший рост показали кафе, которых за два года стало больше на 14%. Количество ресторанов за это время увеличилось на 8,7%, баров - на 7,6%. Но ресторанов в стране, как и прежде, гораздо больше, чем баров и кафе. Рестораны занимают около 79% рынка, кафе - 16%, бары - 6%.
Больше всего точек общепита ожидаемо в Москве (21,6 тыс.), Московской области (11,6 тыс.), Краснодарском крае (11,3 тыс.), Санкт-Петербурге (11,1 тыс.) и Ростовской области (5,3 тыс.). А меньше всего заведений общественного питания в Ненецком автономном округе (30), Байконуре (38), Чукотском автономном округе (62), Ингушетии (145), Херсонской области (150).
"Прошлый год стал периодом стабилизации после санкционных ограничений - показатели отрасли говорят о том, что рынок адаптировался к изменениям, в том числе к уходу с рынка зарубежных поставщиков продуктов и напитков", - комментирует эксперт "Контур.Фокуса" по экономической безопасности Антон Яковлев.
При этом он отмечает интересную особенность: если в Москве и других крупных городах одно кафе успешно работает пару десятков лет, то в небольших регионах динамика обновления компаний выше.
"Многие точки общепита создаются на год-два до самоокупаемости и выхода прибыль, после чего продаются и закрываются, так как новые собственники не имеют тех навыков управления общепитом, как создатели. Это довольно типичная бизнес-модель в регионах", - говорит Яковлев.
Средний срок окупаемости проектов в общепите составляет 3-5 лет, но за 1-2 года можно понять потенциал заведения, оценивает генеральный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. Если первый владелец понимает, что перспективы так себе, или он просто устал от этого проекта, он выставляет заведение на продажу. И если новый собственник - несведущий в ресторанном бизнесе, то дела идут плохо, и нередко приходится заведения закрывать - такая практика довольно распространена, подтверждает эксперт. Если же приходит опытный ресторатор, он приводит за собой свою базу клиентов, и заведение может получить второе дыхание. Бывает, что даже не приходится менять ни оборудование, ни интерьер, а гостей становится больше.
Важно