В целях запуска массового технологического предпринимательства, особенно в таких секторах, как искусственный интеллект, цифровые технологии, роботы и новые материалы, необходимо обеспечить институциональную поддержку отечественному стартапу, предоставив ему право на риск, чтобы неудачная реализация идеи автоматически не означала нецелевое использование средств с последующим возможным уголовным преследованием.
Целью законопроекта является формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности. Закрепляются понятия: «технологический проект», «венчурное и прямое финансирование инновационных и технологических проектов» и «институт инновационного развития». Устанавливается, что при осуществлении венчурного финансирования инновационных проектов учитывается неопределённость рыночных, технологических перспектив их реализации, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов.
По аналогии с мировыми практиками вводится принцип проведения оценки эффективности использования бюджетных средств при реализации инновационных и технологических проектов «по портфелю», когда оценка венчурного фонда учитывает всю совокупность вложений во все проекты, а не каждый в отдельности. То есть венчурный фонд признаётся успешным, когда растёт стоимость портфеля, но при этом отдельные проекты могут быть убыточны.
При проведении указанной оценки закрепляется принцип «аудита процесса» предоставления государственного венчурного финансирования. Его особенности будут установлены Правительством и будут включать в себя:
• формы и условия применения бюджетных средств;
• критерии принятия решений о финансировании стартапов;
• методы управления рисками при реализации проектов, в том числе требования к проведению экспертиз и осуществлению мониторинга реализации венчурного финансирования;
• правила оценки эффективности использования таких средств;
• полномочия и ответственность ГРБС за осуществление мониторинга за соблюдением методов управления рисками и критериев принятия решений.