«В сфере услуг работают в основном люди среднего возраста – от 25 до 44 лет, причём за три года среди них стало больше женщин – 40%, по сравнению с 34% в исследовании 2017 года. Это связано в том числе с распространением удалённых форматов работы и профессий, которые позволяют домохозяйкам и женщинам в декрете работать несколько часов в день. В числе специалистов, которые чаще всего работают удалённо, IT-специалисты, маркетологи и преподаватели», – отмечается в исследовании.
Для 86% опрошенных оказание услуг – основной источник дохода. Тем же, кто подрабатывает в сфере, эта деятельность приносит порядка 20–30% ежемесячного дохода. Сфера услуг остаётся прибыльным делом – более половины опрошенных отметили, что могут «без особого труда позволить себе даже крупные покупки».
В целом за год мастера и микробизнесы выполняли в 2020 году 2,3 млрд заказов, в 2017 году – 2,4 млрд заказов. Сокращение вызвано падением рынка во II квартале 2020 года, однако уже в июне рынок продолжил расти.
«Пандемия повлияла на рынок услуг гораздо сильнее, чем на другие сферы: некоторые компании были вынуждены прекратить работу, другие адаптировались к новым реалиям, появилось целое направление онлайн-услуг – если ещё в феврале 2020 года было странно говорить об онлайн-фитнесе, то сегодня онлайн-тренировки сохраняют свою популярность, как и, например, услуги онлайн-нянь», – прокомментировал результаты опроса управляющий директор «Avito Услуги» Артём Кумпель.
Рынок услуг
Согласно исследованию, две трети рынка услуг приходится на пять основных категорий. Причём как по доле выручки, так и по количеству занятых исполнителей лидируют строительство и благоустройство, второе место занимает ремонт жилья, третье – деловые услуги, четвёртое и пятое – «перевозки и курьеры» и «красота и здоровье» соответственно.
Средний чек выше всего у работ по строительству и благоустройству, а вот по числу заказов лидирует категория «перевозки и курьеры».
Активнее всего сфера услуг в Москве и области – на них приходится почти треть исполнителей и микробизнеса на этом рынке и треть всех заказов в сфере услуг. Второе место занимает Приволжский федеральный округ, где меньшее проникновение услуг компенсируется большой численностью населения. Третье место – Урал, где проникновение сферы услуг лишь немного ниже, чем в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.