В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1789 компаний сектора малого и среднего бизнеса из всех регионов России.
«Доля предпринимателей, которые стали пользоваться маркетплейсами или агрегаторами для реализации продукции, выросла с 16 до 28%. Маркетплейсы являются наиболее удобным и простым средством для продвижения своих товаров и услуг, что позволяет предпринимателям масштабировать свой бизнес. Этот инструмент стал особенно популярным в условиях пандемии», – отмечается в исследовании.
В то же время, как показывает опрос, 68% респондентов не пользуются маркетплейсами и агрегаторами, а ещё 3% перестали использовать этот механизм для реализации своих товаров или услуг.
По данным исследования, 72% опрошенных платят за продвижение своих товаров в интернете. При этом за год на 5% выросла доля предпринимателей, которые оплачивают медийное размещение в интернете, а почти треть малых и средних компаний оплачивают продвижения своей продукции в социальных сетях.
Также за прошедший год на 8% меньше предпринимателей стали пользоваться услугами специальных агентств для продвижения своих продуктов в интернете. Во время пандемии предприниматели экономили, что привело к снижению спроса на услуги внешних агентств.
Выполнение госзаказа и виртуальные коммуникации
Исследование продемонстрировало, что цифровизация госсектора «способствовала увеличению вовлечённости малого и среднего бизнеса в выполнение государственного заказа: за три года число предпринимателей, которые имели опыт участия в госзакупках на электронных площадках, выросло в 1,5 раза».
«При этом за время кризиса число малых и средних предприятий (МСП), участвующих в госзакупках, выросло на 6%. Рост объясняется увеличением вовлечённости бизнеса в обеспечение государственного заказа, что было одной из мер господдержки в период пандемии, а также упрощением доступа к электронным торгам за счёт снижения требований к участию МСП», – говорится в материалах исследования.
Ограничительные меры способствовали и развитию виртуальных коммуникаций. В настоящий момент каждый второй предприниматель пользуется программами видеосвязи: за три года их доля выросла с 39 до 53%.
За тот же период программы управления складом, учёта рабочего времени и CRM показали рост популярности, однако за последний год эти темпы снизились: из-за кризиса предпринимателям приходилось экономить, в том числе на программном обеспечении, добавляется в исследовании.