Живи и путешествуй
ИСТОРИИ УСПЕХА
Подготовлено в рамках популяризации деятельности получателей поддержки центра "Мой Бизнес"
Хостел - это не просто место для ночлега. Это площадка для новых знакомств, источник неповторимых впечатлений и уникальный опыт для путешественников со всего мира.
Владение хостелом может стать захватывающим предприятием, объединяющим гостей с различными культурами и создающим атмосферу дружелюбия и гостеприимства.
Настя, почему тебя заинтересовали хостелы как идея для бизнеса?
Вообще сама концепция хостела родилась из необходимости решить проблему использования неликвидной недвижимости. На тот момент, в 2018 году, мои родители столкнулись с проблемой: здание, которое было у них в собственности, они не могут ни сдать в аренду, ни продать. На рынке недвижимости на тот момент оно не котировалось. И достаточно длительное время его приходилось просто содержать и уходить в минус. Платить налоги тоже нужно было. Ну, и, соответственно, надо было как-то его задействовать. И идея хостела, это была единственная идея при тех условиях, когда у нас были ограничены финансы. И, соответственно, сроки поджимали, нужно было уже что-то делать.

Мы с супругом вложились в это здание, сделали внутри красивый ремонт. Концепция предполагала эргономичный минимализм. То есть у человека вроде ничего лишнего, но в то же время всё необходимое есть. Вот отсюда родилась идея создания хостела. В принципе, так же и открылся второй хостел. Ко мне обратились люди с такой же проблемой. С проблемой невозможности вести свой действующий бизнес ввиду законодательных запретов, которые вышли на тот момент. Сейчас оба хостела успешно работают, приносят деньги.
Анастасия Манакова
Что самое нелегкое в работе отельера?
Я не люблю мерить какими-то шаблонами. На самом деле, у каждого человека свое восприятие дела, бизнеса и т.д. Некоторые любят работать с людьми, другие предпочитают бумажную работу. Я люблю придумывать идеи для ремонта, подбирать материалы и мебель. Но сам процесс реализации меня не привлекает из-за постоянных реноваций и необходимости организации строительных работ в хостеле, который работает круглосуточно. Нужно грамотно планировать окошки, когда номера не заняты, и в то же время своих гостей не потерять при плановом ремонте. Вот это меня угнетает, честно говоря. Не люблю, когда где-то что-то сломано или находится не в новом состоянии, причём продолжительное время. Наверное, это свойство моего характера. Когда я хочу, чтобы было все идеально, а идеально не получается. Поэтому начинаю нервничать на этот счет. Но это чисто моя история.

От чего по-настоящему кайфую, так это от работы с людьми, с моим коллективом. Нравится направлять их, выявлять таланты, мне нравится давать возможности для развития, для карьерного роста, создавать под человека определённые должности. Именно из-за интереса к людям я создала хостел. Хоть управлять краткосрочной арендой бывает сложно из-за большого потока гостей, для меня это приятное занятие.
Анастасия Манакова
Одно время было мнение, что хостел — это некое дешевое общежитие для туристов, и ждать от них особо нечего. Сейчас, как ты думаешь, меняется отношение к хостелам?
Анастасия Манакова
Индивидуальный предприниматель
Надеюсь, что большинство наших россиян уже понимает, что такое хостел и чем отличается от общежития. В общежитии, во-первых, делается упор на долгосрочное проживание. Во-вторых, там нет гостиничного сервиса. Как правило, есть вахтер, который не выполняет функции расчетно-кассового обслуживания, консультации, куда сходить, помощи путешественникам и так далее. Общежитие - это про то, где живут люди на постоянной основе. Ну или на долгосрочной хотя бы. Хостелы более краткосрочная история, такой бюджетный мини-отель.

Поддержка предпринимателей Амурской области оказывается в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Кто чаще всего выбирает проживание в хостелах? По твоим наблюдениям.
Вообще хостелы решают несколько задач для разных категорий граждан. Первая - это люди, которые не планируют засиживаться в гостинице, поглощая контент телевизора в тишине. Которые в течение дня куда-то уходят и не готовы тратить много денег на ночевки. Вторая категория граждан, к ней отношусь в том числе и я, это те, кто находится проездом в городе, и которым нет смысла платить тысячи рублей за целый номер, где они пробудут с утра до вечера. Даже не ночевать. Смысл переплачивать? Хочется просто скоротать время, принять горизонтальное положение, отдохнуть. Поэтому, это очень удачный вариант для таких людей. И третья категория граждан – люди, имеющие достаточно ограниченный бюджет на путешествие свое, и за маленькие деньги хотят получить гостиничный сервис. Да, у них общие зоны, но тем не менее в их номере всегда будет ежедневная уборка, белое постельное белье. Конечно, это идеальный вариант по сравнению с гостиницами.
Анастасия Манакова

«Живи и путешествуй»

Название «Живи и путешествуй» звучит как философия жизни. Оно связано с твоим мировоззрением, отражает тебя или это просто случайное название без истории?
Изначально это был лозунг компании «Вояж»-хостелы. Но поскольку нам не зарегистрировали товарный знак в Роспатенте из-за не уникального названия, то пришлось лозунг переделать в наименование. «Живи и путешествуй» отражает всю суть нашей жизни. В слово живи масса разных смыслов. Живи полной жизнью - это значит не днём сурка, не устраивать себе однообразное существование, раскрывать свои таланты, расширять свой кругозор. А наиболее простой и быстрый инструмент для расширения кругозора – это путешествия. Потому что ничто так не развивает, как путешествия. Ни один тренинг, купленный онлайн. К счастью, наша Амурская область, как бы кто ни говорил, старается быть туристической, и турпродукты развиваются для того, чтобы показывать людям не только красивую архитектуру и природу, как везде. Мы этим не можем сильно отличиться от каких-то других регионов. Зато можем выделиться чем-то другим, например, промышленным туризмом. Один космодром чего стоит!
Анастасия Манакова

«Мой бизнес» и инвестиции

Как искали инвесторов? Это собственные вложения/господдержка?
Мы инвестировали собственные деньги, которые были скоплены на абсолютно другие цели. Я копила на новую машину. Супруг копил на расширение своего бизнеса. Но решил поспособствовать мне и помочь родителям. Такая семейная история. А второй хостел уже открыли с помощью инвестора. Ко мне обратился человек, тоже с неликвидным помещением, который был готов отремонтировать его под мои нужды и войти в бизнес. После того, как по моему проекту был сделан ремонт, полностью упаковано все, куплено для запуска, инвестор, вникая в подробности, сказал, что принял решение и ему будет достаточно получать фиксированную аренду, и он будет счастлив и доволен. Собственно, второй хостел так и появился.

Про центр «Мой бизнес» я узнала с первого года работы в своей компании и ещё в 2018 году одной из первых воспользовалась его услугами. Я, конечно же, была в восторге и старалась популяризировать историю господдержки бизнеса. На первых порах мне очень здорово помогло это сотрудничество. Кстати, одна из первых сделала аттестацию хостела на звёздность через Центр. Они софинансировали эту услугу на очень выгодных условиях. Сейчас, конечно, «Мой бизнес» поддерживает многих предпринимателей. Их в разы больше, чем было тогда. Но для того, чтобы помогать такому количеству людей, какие-то плюшки, доступные мне в 2018 году, сейчас не действуют в таком объёме. Например, можно было взять несколько услуг и получить по каждой софинансирование до 90%. Сейчас уже такого нет, но, тем не менее, я пользуюсь ежегодно поддержкой. Она по сей день является хорошей: без проблем можно получить услугу, без проблем можно оформить документы на софинансирование. И такая помощь уже очень приятный бонус в деятельности.
Анастасия Манакова
Сколько человек сейчас в вашей команде?
Как ты считаешь, современное профессиональное образование, особенно высшее гостиничное, оторвано от реального бизнеса? Есть опыт, когда к тебе приходи трудоустраиваться люди, но то, что преподают в вузе, и то, что есть на практике в гостиничном бизнесе — это разные вещи?
На данный момент в моей команде 14 человек, но нужно еще четверо. Сейчас требуются люди на ресепшн для того, чтобы ребят, которые уже выросли, я забрала с ресепшн к себе в офис.

На ресепшен у меня работают ребята либо студенты, либо только что окончившие учебное заведение молодые специалисты без опыта работы. Это концепция отеля, потому что есть специальная система обучения, заточенная на определённое поколение. Также в компании раньше были вакансии для людей других возрастов, но на данный момент все они заняты. Люди спокойно трудятся, и я довольна их работой.

Что касается каких-то профессиональных навыков, то их можно отточить только на практике. Соответственно, у меня есть глубокое убеждение в том, что все студенты обязаны как можно больше практиковаться на реальных предприятиях.
Предприятия должны участвовать в профориентационных проектах, как среди школьников, так и среди студентов. Такая тенденция уже наметилась. Но далеко не все компании вовлечены в это, их меньшинство. Я сотрудничаю с колледжем около трёх лет, и ставлю печати только тем студентам, кто реально прошел у меня практику. Считаю, что никто из предпринимателей не имеет права ставить печать студенту, который не прошел практику у него реальную, потому что это развращает студента, а это, возможно, твой будущий кадр.
Анастасия Манакова